Дети вырастают такими, какими их делает семья.
Благотворные стороны прочного брака всего сильнее отражаются на ребенке. Он один дает надежные гарантии хорошего воспитания детей, он один дает женщине защиту и покровительство, необходимые для того, чтобы она могла без помехи посвятить себя серьезным заботам семейной жизни; в нем одном соединяются, уравновешивая друг друга, мужская строгость с женской мягкостью для гармоничного воспитания молодого гражданина земли.Помните, что хорошая атмосфера в семье, атмосфера любви, доверия,
взаимопонимания и заботы друг о друге, позволяет вам вырастить ваших детей добрыми и честными людьми. А п-ример родителей всегда действует намного эффективнее всяких слов и нравоучений. Во многом (если не во всем) характер и психика детей формируются под влиянием отношений между их родителями. Сын часто начинает относиться к женщине так же, как его отец относится к своей жене, и наоборот, дочь зачастую относится к мужчинам так же, как ее мать — к своему мужу.
Можно тысячу раз повторять ребенку, чтобы он не шумел за обеденным столом. Но если мать через пять минут после сделанного замечания ребенку начинает громко выяснять отношения с мужем или просто громко смеяться, высказанное только что нравоучение не возымеет действия.
В раннем детстве ребенок больше живет в мире впечатлений, чем в мире слов, он еще не думает самостоятельно — он копирует. Поэтому в доме, где есть маленький ребенок, нужно больше следить не за его поведением, а за своим.
В доме, где о хорошем тоне имеют весьма смутное представление, дети очень быстро воспринимают дурные привычки взрослых. И наоборот, если родители постоянно пекутся о нравственном и духовном богатстве своих детей, то, повзрослев, они станут гордостью семьи.
Как бы ни были строги к себе родители и воспитатели, в их жизни всегда найдется много такого, чего не должен видеть и слышать ребенок.
Недопустимо, если взрослые начинают выяснять свои отношения в присутствии детей. Так поступают безответственные родители, думающие только о себе и забывающие, что любая их ссора негативно сказывается на психике ребенка. Так же невозможно использовать ребенка в качестве третейского судьи, ставя его перед ужасной дилеммой: который из родителей лучше.
На первых порах ребенок больше нуждается в уходе и воспитании матери, но даже в это время необходим присмотр мужа, так как заботливая материнская любовь часто страдает свойственным матери недостатком благоразумия. Немецкий писатель Жан Поль, который ставит очень высоко роль матери, утверждал, что только одна мать может воспитать из ребенка человека, тогда как мужское воспитание страдает однобокостью в зависимости от той или иной профессии отца, и настаивал, что ни один отец не может заменить мать (оттого-то во всем мире материнская любовь считается выше отцовской), — но даже он скорбит о том, что большинство отцов, к великому ущербу для воспитания детей, лишены возможности участвовать в нем из-за своих занятий государственными делами, наукой или искусством. Вообще же отцовское воспитание ограничивается большей частью системой наставлений.
По словам Жан Поля, отец «отгораживает себя от детей письменным столом и самое большее — раз в неделю распылит перед ним в грозе отцовского гнева пригоршню поучений. Я хотел бы спросить этих занятых людей, какое дело может дать сразу же такую награду, как воспитание невинных душ, подобно розовому дереву, испускающему аромат, когда его обрабатывают?»
Воспитание — это такая специальность, которую следовало бы изучить каждому мужчине до женитьбы.
Какова же обязанность отца как воспитателя в разный период жизни ребенка?
В отношении физического воспитания он должен наблюдать за правильным питанием и уходом за детьми, строго следить за тем, чтобы ребенку не давались вредные, возбуждающие средства — алкоголь, кофе, чай (мясо в более или менее значительном количестве также не рекомендуется в раннем детстве), чтобы ребенка купали, заставляли заниматься гимнастикой, движениями на воздухе; он должен беречь ребенка от всяких расстройств и от переутомления.
Основой психического воспитания являются наглядность и речь. Пробуждающемуся уму надо давать то, что он в силах усвоить без чрезмерного напряжения, надо знакомить его с природой и искусством и оберегать от всего пошлого и грубого, потому что в этот период впечатления внедряются очень глубоко. Говорить с детьми следует чистым и ясным языком, что гораздо больше облегчит будущую задачу учителя, чем пичканье бесполезными сведениями. Как первоначальное обучение должно направляться почти незаметно, «играючи», точно так же и самой игрой не следует пренебрегать как воспитательным средством. Игра для ребенка — серьезное занятие; она представляет первое поле деятельности его ума, его самостоятельности, и в играх часто намечается уже будущий человек.
Игры и игрушки — это не только детская забава. Они существенный фактор духовного развития и физического воспитания. Нельзя ограждать ребенка от общения с детьми под предлогом того, что там его научат дурному. Что ж, такое возможно, и за этим нужно внимательно следить, не ограждая от плохих друзей, а осторожно переориентируя на хороших.
Игра со сверстниками учит ребенка подчиняться воле, законам игры, искореняя в нем своенравие, приучает исполнять волю коллектива, смиряя гордыню. Подвижная игра развивает ребенка физически.
Не менее важны игрушки дома. Вместе с ними он отправляется в воображаемое путешествие, кормит и одевает своих любимых кукол и мишек, ложится с ними спать и даже воспитывает их, повторяя уроки матери.
Игрушки развивают абстрактное мышление, обогащают его внутренний духовный мир. Но здесь важно помнить: игрушек у ребенка не должно быть слишком много. В этом случае он перестает их ценить, они, как это ни странно, быстрее ему надоедают. Плюс к этому — в комнате царит вечный беспорядок, к которому он привыкает.
Ваша задача приучить ребенка вечером убирать игрушки, объяснив, что они тоже должны отдохнуть. Если он делает это с неохотой или вовсе отказывается, — не стоит раздражаться, а лучше предложите ему заняться уборкой вместе.
Нет совершенно никакой необходимости покупать детям сложные и дорогие игрушки, так как, стремясь проявить самостоятельность, они часто их ломают, особенно маленькие.
Очень важно для ребенка рассказывание сказок. Ничто так живо не возбуждает и так интенсивно не образовывает детский ум, как чистый источник сказок и рассказов из Библии. Они дают самую здоровую пищу для детской фантазии, и чудесный элемент в них не только ничему не вредит, но даже необходим для образования души. Если отец хороший рассказчик, то он — наилучший учитель, потому что это наилучшая форма, в которой маленькому гражданину мира легче всего и прочнее передается первая премудрость. Моральные навыки легко усваиваются ребенком без помощи длинных нравоучений и наказаний, если только не будет допущено недосмотра и развития дурных наклонностей. Веселость должна быть постоянным спутником детства; радость, говорил Жан Поль, это тот единственно здоровый для ребенка воздух, в котором все растет и расцветает, за исключением ядов.
Детство вовсе не только пора трудной подготовки к дальнейшей жизни, как думают многие родители, — это пора, имеющая свои собственные радости. Лучезарное детство служит не только восхитительным, живительным воспоминанием всей будущей жизни, — оно также истинный источник бодрости и не иссякающих сил в зрелом возрасте.
Для ребенка ложь и разрушение противоестественны. Не зря «устами младенца глаголет истина». Это так. «И не потому, что он ближе к истине, чем мы, он сам истина, — замечает И. Акимов и В. Клименко в книге «Природа таланта». У него ее будут отнимать, подменять, отчуждать (игрой в жизнь, приспособлением, порой неправым этикетом, лживым, каким пользовался, скажем, Евгений Онегин);
Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать... Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил!
Но чем больше ребенок, подросток унесет в жизнь «этой» (сказанной выше) истины, тем выше подымется по ступеням талант-гений-творец. Если ему не изменит мудрость, — он останется свободен (т.е. от стереотипов, штампов, морали ложной да еще из чужих рук, книг...). И счастлив, если вовремя поймет, что нужно не переделывать божественный мир, а сохранять себя. Того себя, который рассматривал на лугу цветок, слушал птицу, вдыхал аромат трав, когда-то был неоттес-нен от мира, т.е. прийти к себе, значит, познать себя, каким тебя задумал Бог... Как бы то ни было, но стремление к познанию себя, т.е. мира, необходимо человеку.
Не существует правил хорошего тона специально для детей. Они должны вести себя так же, как полагается взрослым.
Всех детей с самого раннего возраста необходимо приучать к тому, что существуют определенные правила, выполнение которых должно стать нормой поведения. Чрезмерная вседозволенность, как правило, впоследствии не приводит ни к чему хорошему.
Первое, что должен усвоить ребенок, это подчинение запрету, который, в свою очередь, должен быть мотивированным. Будьте предельно честными с ребенком и всегда объясняйте ему то, что он в силах понять. Ни в коем случае нельзя срывать на ребенке злость или запрещать что-то только потому, что вам не хочется этого делать. Не бойтесь признаться ребенку, что в каком-то случае были не правы, этим вы только укрепите ваши отношения и его доверие к вам возрастет.
Объясните детям, что нельзя перебивать старших во время беседы; научите их пользоваться «волшебными» словами «спасибо» и «пожалуйста», здороваться и правильно приветствовать других людей; аккуратно вести себя за столом, не издавая при этом неподобающих звуков.
Дети должны знать, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол: это мешает их соседям.
Нельзя качаться на стуле, играть скатертью: можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами, а то и опрокинуть на себя или на других суповую миску или тарелки с горячим бульоном.
Чем раньше ребенок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно.
Ребенку показывают, как неудобно будет и ему и всем окружающим, если он станет есть, положив локти на стол и широко расставив их, вместо того чтобы держать руки на столе только до середины предплечья, а локти — близко к туловищу.
Ложка — первый предмет сервировки, который дают малышу. Его учат держать ее тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объясняют, что всю ложку не следует засовывать в рот, но не годится также и всасывать пищу с самого кончика. Малыш должен знать, что ложку подносят ко рту не сужающейся, а боковой стороной, а зачерпывают пищу не к себе, а от себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий