Н.К. Рерих сказал, что люди составляют народ благодаря воспоминанию, памяти о великих делах, совершенных вместе, и желанию совершать новые подвиги. К этим справедливым словам близки известные и нередко цитируемые стихи А.С. Пушкина:
Два чувства дивно близки нам.
В них сердце обретает пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основаны от века
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящие святыни!
Без них земля была б мертва,
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества!
На Руси бразды этикета исходят из глубокой древности. Обычай, ряд, т.е. сам собственно этикет, говоря по-французски, бытовал в ратном деле, в охотничьих и артельных промыслах, в семейном очаге, при все- возможных жертвоприношениях, празднествах, семейных обедах, пиршествах... Жрец, волхв, кудесник — слова синонимические. Слово жрец было избрано для именования языческих священнослужителей, так как яснее других указывало на сожжение жертвенных приношений. Тем более огонь, очаг — у славян бог, пожирающий древесину, постоянно жрущий. А потому тот, кто священнодействует при особом жертвоприношении Богу, — есть жрец.
Изба у русича была и домом и храмом. На Руси оскорбление гостя влекло за собой общественную месть: сожжение дома. Всякий странник, иноплеменник, входя под кров известного дома, вступал под защиту его пенатов, отдаваясь под охрану разведенного в очаге огня.
Домовой — первоначально огонь, а затем хранитель духа дома, — его идеал. «Чур» в санскрите означает жечь, «чур» — древнее название домового. Отсюда пра-щур (чур), чересчур и т. д.
С глубоким почтением русские относились всегда не только к самой пище, но и ко всему, что ее окружало. Довольно почтенный возраст имеет столовая ложка. Еще до крещения Руси упоминается как привычный в употреблении предмет. Ложки, как и ножи, носили при себе в особых футлярах или за голенищем сапога. Еще в прошлом веке о подобном факте свидетельствуют стихи:
Я первым был ефрейтором по праву, Науки сложность брал я за рога, И ложку, звонкую раззяву, Носил за голенищем сапога.
В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Расколотые «пеленали», о чем свидетельствует нам загадка: «Стар стал — пеленаться стал». Отличительные черты одного из русских сосудов — братины, ковши с шаровидным туловом. Пили из них вкруговую. Для заздравного пития предназначались чаши и роги. В «Руслане и Людмиле» Пушкин изобразил емко и красочно свадебный пир Древней Руси:
В толпе могучих сыновей, С друзьями в гриднице высокой Владимир-солнце пировал: Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином. Они веселье в сердце лили, Шипела пена по краям, Их важно чашники носили И низко кланялись гостям.
Правила поведения за столом были строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко говорить и смеяться. Перед тем как сесть за стол, каждый должен был перекреститься. Иногда читались соответствующие молитвы перед вкушением пищи и после насыщения, в конце еды. Хозяин дома сидел в красном углу (у славян подобный домовладыка носил имя огнищанина) и следил, чтобы каждый ел, не обгоняя друг друга. Каждый малый русич знал поговорку: «Когда я ем, я — глух и нем». Российская аристократия узнала вилку (с двумя зубцами) в XVIII веке. На пирах было принято выпивать чару вина единым духом, а не пить «по-куриному», глотками, как это делают наши западные соседи. Быстрое опьянение считалось неприличным:
Каждый в меру свою напивайся. Беда не велика
В ночь, возвращаясь домой, на раба опираться; но слава
Гостю, который за чашей беседует мирно и тихо.
ны правила поведения. Этикет с этих пор стали воспринимать как определенный ритуал. Изысканные манеры и модная одежда стали своеобразным символом времени.
Остается добавить, что первоначально правила этикета были едины и регламентировали одновременно юридические, экономические, родственные, религиозные и нравственно-этические отношения. Им подчинялись все члены общины. Таким образом, этикет не выступал в древние времена самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял часть этих правил. Разумеется, все эти правила были неписаными.
Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический. Он регулировал жизнь общества: взаимоотношения с другими государствами. Египетские фараоны, в частности Рамзес и теттский царь Хаттушиль Третий, в 1273 году заключили письменный договор о мире, выгравированный на серебряной пластинке. Возможно, что политический письменный этикет появился ранее других.
Огромное значение межгосударственным делам придавали в Древнем Египте. Переговоры проводились в торжественной обстановке, в соответствии с огромным количеством правил и сложных ритуалов. Со временем появились послы как представители государств. В Древней Греции послы носили специальные жезлы, которые свидетельствовали об их представительной миссии, — «жезлы Гермеса». На верхушке жезла, обвитого лавром, были прикреплены крылья птиц и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и подвижность.
В Древнем Риме политический этикет был развит еще больше. Устраивались празднества в честь иностранных послов.
В Средние века, богатые всевозможными трактатами, не обошлось и без трактата о поведении, то, чего требовалось от каждого воспитанного человека. Позднее возникает придворный этикет, написанный испанцем Петроусом Альфоронси.
После Французской революции придворный этикет был существенно переработан, например, было отменено принятое ранее обращение на «вы», всем следовало говорить только «ты».
В Германии Эразм Роттердамский написал правила для детей «Гражданство обычаев детских».
Комментариев нет:
Отправить комментарий